Производители автомобилей ищут пути выхода из кризиса

General Motors' new Chinese-made cars for domestic and foreign markets are seen at a parking lot in Shenyang, Liaoning province in this April 15, 2010 file photo. China is no longer the eye-popping growth story for General Motors Co, but robust sales in Russia and other emerging markets quickly filled the gap during the first half of this year, a senior company executive told Reuters. Middle-class Russian consumers have come to GM's rescue, cushioning the impact of the slowdown in China that has led to a sharp rise in inventory and the resulting slide in profitability for many auto makers, along with the difficulty GM is facing in jump-starting operations in India and Southeast Asia. REUTERS/Sheng Li/Files (CHINA - Tags: BUSINESS TRANSPORT)

Выпуск легковых автомобилей в России за восемь месяцев 2015-го снизился, по оперативным данным Росстата, на 26 процентов относительно показателей годичной давности. От этого в основном страдают иностранные предприятия.

Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть увеличение экспорта, так считают эксперты. Это позволит сохранить нагрузку на производстве и объемы занятости населения.

«Сборка автомобилей в России становится конкурентоспособной. И все компании, у которых в нашей стране имеется производство и глубокая локализация, могут выходить на рынки, где есть перспектива. Это дает возможность диверсифицировать поставки, обеспечить более сбалансированную загрузку производства и заработать в валюте», — рассказал в интервью «Российской газете» исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.

Первыми по этому пути пошел корейский концерн Hyundai, на петербургском заводе которого в августе началась сборка автомобилей Solaris для поставок в Египет и Ливан. Ранее в концерне сообщали, что до конца года отправят в эти страны более 4 тысяч машин. Для сравнения: весь экспорт иностранных производителей за 7 месяцев 2015-го, по экспертным данным, не превысил 750 единиц продукции.

Компания Renault, имеющая производство в Москве, отправляет автомобили в Белоруссию и Казахстан, но рассматривает все возможности и изучает варианты расширения экспортной географии. Одним из потенциальных направлений является Вьетнам.

Nissan, Mitsubishi, Kia и Ford ищут клиентов среди участников Таможенного союза и стран СНГ.

Еще у производителей есть планы по расширению спектра услуг. То есть, если сейчас на заводах осуществляется в основном сборка, то в ближайшем будущем есть перспектива производить собственные детали и даже силовые установки. Так, недавно Mazda объявила о планах построить завод двигателей во Владивостоке, часть продукции которого будет уходить в Китай и Японию. Кроме того, калининградский завод «Автотор», занимающийся сборкой BMW, Kia и Hyundai, планирует построить специальный кластер, где будут цеха по производству различных комплектующих и пошиву чехлов. Но об удешевлении для граждан России стоимости авто мало кто из производителей может смело сказать. Предположительно, цена снизиться на несколько процентов.

Что касается отправок за рубеж, то тут тоже не все гладко. Нужно проработать логистические пути, утвердить программы продаж, прохождения сертификации. Это займет какие-то время, примерно, год. А при выходе на абсолютно новые рынки, где марка совсем неизвестна, потребуется еще больше времени в связи с необходимостью маркетингового продвижения и создания дилерской сети.

«Все существующие модельные ряды у производителей уже распределены по странам, логистика отлажена, — подтверждает и Сергей Удалов. — При поставках из России логистические схемы придется менять, а этот процесс вряд ли может пройти гладко. Заново выстраивать все цепочки достаточно затратно».


Комментарии: