ГАЗ и ЗИС – главные автомобили Великой Отечественной войны

ГАЗ и ЗИС – главные автомобили Великой Отечественной войны - фото

Самыми популярными во время Великой Отечественной войны автомобилями считались советские ГАЗ и ЗИС. Именно они в суровых условиях спасали людей, перевозя раненых и доставляя продукты в самые труднодоступные уголки нашей страны. Но главным их преимуществом было то, что они собирались и разбирались с использованием минимального количества инструментов.

В ходе войны не думали о комфорте, автомобили выполняли свое основное предназначение, — перевоз людей и грузов. Фанерная кабина, угловатые крылья, одна фара – так зачастую выглядели машины того времени. Конечно, нередко водители сами переделывали автомобили: отключали одну фару, из соображений светомаскировки. А на вторую фару ставили «заглушку», обыкновенную жестянку с узкой горизонтальной прорезью посередине. Это делалось из соображений светомаскировки в ночное время. Так же снимались двери, одна или обе; это делалось на тот случай, если автомобиль начнет проваливаться под лед, чтобы ничего не мешало быстро выскочить из кабины.

Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. Гораздо меньше было трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6, как, впрочем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Для перевозки личного состава и раненых использовались автобусы ЗиС-8 и ГАЗ-03-30. Последний послужил базой для санитарного автобуса ГАЗ-55.

Особенно широко применялись автомобили на ладожской «Дороге жизни», связывавшей зимой 1941-1942 годов осажденный фашистами Ленинград с Большой землей. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная магистраль. Лед еще не успел окрепнуть, а через озеро уже пробирались ощупью сначала пешеходы и всадники, затем легкие полуторатонки с грузом на санных прицепах. По «Дороге жизни» отважные советские люди проводили ежедневно тысячи автомобилей.

Ladoga-1942

«Полуторка», такое название получил автомобиль ГАЗ-А в народе за грузоподъемность 1,5 т, практически всегда эксплуатировалась со значительным (до двукратного) перегрузом. Неприхотливые и ремонтопригодные двигатели ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ могли эксплуатироваться на самых низких сортах топлива, включая лигроин и даже керосин и низкокачественных промышленных смазочных маслах.

А еще в блокадном Ленинграде ходила легенда, что однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера «полуторки» отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей руками. И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм «полуторке».

Автомобиль ЗИС-5 за счет низкооборотного тяговитого 6-цилиндрового мотора (ЗИС-5) также был пригоден для круглогодичной эксплуатации по дорогам всех категорий. Тяговые возможности грузовика были близки к моделям со всеми ведущими колесами, а установка задних колес с развитыми грунтозацепами и, тем более, цепей противоскольжения значительно увеличивали его проходимость. Особенность конструкции — недостаточная жесткость рамы на скручивание, тем не менее, также способствовала повышению проходимости, повышая рабочие ходы колес при переезде дорожных неровностей. Двигатель легко пускался на морозе и мог работать на любых низкосортных бензинах. Груженый ЗИС-5 мог буксировать прицеп полной массой до 3,5 т.

ГАЗ и ЗИС – главные автомобили Великой Отечественной войны - фото

В 1942 году на ЗИС-5В были применены облегченная на 124 кг кабина из фанеры и дерева («вагонки»), крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колесах, бортовая платформа с одним задним откидным бортом и единственная фара (левая). Ближе к концу войны комплектация была частично восстановлена — появилась вторая фара и откидные боковые борта.

На базе основных моделей автомобилей конструкторы советской автопромышленности создали в годы войны специальные типы военных автомобилей. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы «катюша» БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны.

Военная модификация получила маркировку ГАЗ-ААА – шестиколесный (трехосный с колесной формулой 6х4) грузик грузоподъемностью 2 т. Годы выпуска: 1934–1943. ГАЗ за годы войны изготовил 102,3 тыс. автомобилей всех указанных типов. Последний ГАЗ-ММ сошел со стапелей завода 10 октября 1949 года. ЗИС-5У — модификация с возможностью установки зенитного пулемёта (специальная турель в кузове и отверстие в тенте). ЗИС-5УС — модификация с приспособлениями для подвески носилок. ЗИС-6 — шестиколесный (6?4) грузовик повышенной проходимости грузоподъёмностью 4 т с двухскатной ошиновкой задних мостов, серийно выпускался в 1934—1941. Произведено 21 239 ед. Летом-осенью 1941 на шасси ЗИС-6 устанавливались первые установки реактивного залпового огня (гвардейские миномёты) БМ-13 и БМ-8 «Катюша». На удлиненном шасси ЗИС-6 в 1935 были собраны экспериментальные 28-местные автобусы ЗИС-6 «Люкс», на укороченном шасси ЗИС-6К (в усиленном серийном варианте обозначалось как ЗИС-34) в 1939 был создан тяжелый бронеавтомобиль БА-11, выпущенный в 1940—1941 в количестве 16 ед. по числу произведённых шасси ЗИС-34.

ГАЗ и ЗИС – главные автомобили Великой Отечественной войны - фото 2

Нередко бок о бок с танками на полях сражений двигались закованные в броню автомобили. Бронеавтомобили имели несущие корпуса, как правило закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в основном полноприводные, с пулестойкими пневматическими шинами. Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использоваться для разведки и связи. Бронеавтомобили послужили прообразом бронетранспортеров. Кроме них существовали плавающие бронеавтомобили — ПБ-4 и ПБ-7, специальные (для движения по железной дороге) — БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.

ГАЗ и ЗИС – главные автомобили Великой Отечественной войны - фото 3

Когда Советская Армия гнала гитлеровцев с нашей земли,  тогда пехота и артиллерия передвигались почти исключительно на автомобилях или с их помощью. Были случаи, когда на автомобилях перебрасывали до десяти стрелковых дивизий. В таких перебросках участвовало одновременно по нескольку тысяч машин.


Комментарии: